Статус онлайн
Обучение медийной и информационной грамотности в библиотеке для людей старшего возраста
РАЗМЕР ШРИФТА: -A A A+

УСЛУГИ ЖКХ

Чикильдина Анна Юрьевна

к.ю.н., доцент кафедры

конституционного и административного права

Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС

 

В России многие граждане являются правообладателями недвижимого имущества, в частности жилья и земельных участков. Многие только стремятся приобрести в собственность «заветные сотки земли» в садоводческом товариществе или купить квартиру, домик в деревне, поэтому вопросы управления своей недвижимостью – одни из самых актуальных, но требующих специальных юридических знаний.  Авторы настоящего модуля  не ставят своей целью разъяснить все правовые нюансы, касающиеся процедур приобретения, осуществления, прекращения прав в отношении жилого и земельного недвижимого имущества, но необходимо прояснить ряд основных моментов, которые должен знать каждый потенциальный и реальный собственник такого имущества относительно обязанности внесения соответствующих платежей, связанных с ним. Однако, прежде чем мы их рассмотрим необходимо отметить ряд общих моментов.

Во-первых, недвижимое имущество, будь то квартира или земельный участок, должно быть как-то определено в рыночном обороте для того, чтобы можно было отличить один объект от другого. Для этого каждому объекту присваивается кадастровый номер, определяется его местоположение, площадь, и кадастровая стоимость (от размера которой зависит размер начисляемых налогов).

Во-вторых, информация о недвижимом имуществе, которое приобретается гражданином, является открытой и ее может найти каждый пользователь на сайте государственного органа власти – Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное название данной службы – Росреестр). Данный ресурс называется – Публичная кадастровая карта[1] (Рис. 1). На карте можно найти недвижимый объект по кадастровому номеру.

СОВЕТ: Если у Вас на праве собственности или на праве аренды имеется объект недвижимости Вы можете проверить информацию о нем на данной карте, а также если Вы планируете приобрести недвижимость – попросите у потенциального продавца (риелтора) кадастровый номер недвижимого объекта и проверьте сами через сайт: существует ли объект юридически, оцените его юридическую площадь, стоимость и другие параметры.

Рисунок 1. Публичная кадастровая карта Российской Федерации

 Услуги ЖКХ

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

v плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

v плату за коммунальные услуги.

Для всех пользователей плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги на основании ст. 155 ЖК РФ осуществляется ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. При этом такая плата вносится на основании платежных документов, представленных не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив и управление, которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. При этом собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими названные виды деятельности.

Важно: неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Например, в судебной практике рассматривался спор относительно того, должен ли гражданин, проживающий на первом этаже многоквартирного дома оплачивать услуги по содержанию и капитальному ремонту лифта. Суд пришел к выводу о том, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, который утверждается Правительством РФ.

Следует обратить внимание на то, что наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в другом размере, если иной срок не установлен договором управления.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за наем, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой или общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях – исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Собственник помещения в многоквартирном доме несет бремя содержания, принадлежащего ему помещения, а также общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле. Обеспечение содержания производится путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит и обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

Важно: плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься с использованием ГИС-государственной информационной системы, в том числе на основании договоров на поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на предоставление коммунальных услуг, заключенных в электронной форме с использованием системы[2].

Рисунок 2. Сайт ГИС ЖКХ.

 

На основании ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Важно: компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. На практике в 90 % случаев граждане, которые обладают льготами, сталкиваются с тем, что компенсация не производится именно из-за задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Граждане, признанные нуждающимися, военные пенсионеры и иные льготные категории лиц, имеют право на получение субсидии на оплату коммунальных услуг. Причем на субсидию могут претендовать не только собственники жилых помещений и члены их семей, проживающих с ними, но также и те, кто проживает в квартирах, находящихся в собственности государства или муниципалитетов, на основе договора социального найма. Получить ее могут и члены жилищно-строительных кооперативов. Чтобы назначали субсидию, пенсионер должен отвечать следующим требованиям: быть гражданином России; быть зарегистрированным по тому адресу, по которому будут рассматривать вопрос назначения субсидии; не иметь задолженности по коммунальным платежам (если задолженность все-таки есть, пенсионера могут обязать составить соглашение о сроках его погашения, и также выдать субсидию); расходовать на коммунальные услуги больше, чем это допускается в целом по региону. Если речь идет о семье пенсионера, то, соответственно, для назначения субсидии семья должна расходовать больше, чем это разрешено местным законодательством, из расчета общего дохода. Для понимания простой пример. Одинокий пенсионер получает пенсию в размере 12 тысяч рублей, а тратит на «коммуналку» 3 тысячи, то есть 25 % своего дохода, то ему положена субсидия даже при условии, что в регионе его проживания не действуют свои законы о предельной оплате за ЖКХ. Если тот же самый пенсионер при том же размере пенсии проживает в квартире вместе с внучкой-школьницей или внуком-студентом, не получающими дохода, а за услуги ЖКХ платит 5 тысяч, то есть почти половину общих доходов, то субсидия будет больше, поскольку больше и сам процент расходов. Чтобы оформить субсидию, пенсионеру нужно отправиться в управление или департамент социальной защиты. С собой необходимо взять полный пакет документов, который может отличаться в разных регионах. Чаще всего просят предоставить: копии паспортов всех, зарегистрированных в квартире; документ, подтверждающий право собственности на жилье или договор социального найма; справка о составе семьи; справка из БТИ о размере жилой площади; справка, подтверждающая отсутствие задолженности за услуги ЖКХ (получить ее можно в бухгалтерии ТСЖ, жилищно-эксплуатационной конторе или в едином информационно-расчетном центре); если положены льготы, нужна подтверждающая справка; СНИЛС всех зарегистрированных в квартире; пенсионные удостоверения собственника и других пенсионеров, проживающих в квартире; справки, подтверждающие родство людей, проживающих под одной крышей (например, свидетельство о браке); заявление о назначении субсидии; документ из банка, в котором указаны точные банковские реквизиты для перечисления средств на счет пенсионера (деньги могут также доставлять через почтовые отделения, если человек по состоянию здоровья не может открыть счет в банке); справка о доходах за полгода всех людей, зарегистрированных в квартире.   Справка о доходах – документ в этом перечне чуть ли не самый важный. Пенсионер получает ее в пенсионном фонде, работающие люди – по месту деятельности, безработные – в центре занятости.  От последних также может понадобиться ксерокопия трудовой книжки. Если человек не состоит на учете в Центре занятости, то в органах соцзащиты при расчете учтут его гипотетические доходы в размере официальной средней зарплаты в Российской Федерации в целом или конкретно в отдельном регионе за отчетный период. Естественно, что это, во-первых, снизит шансы назначения субсидии, во-вторых, значительно уменьшит размер выплат.

Для пенсионеров также существуют льготы на оплату коммунальных услуг. Но положены они не всем пенсионерам, а только представителям некоторых льготных категорий. При этом если есть льготы, то при расчете субсидии они учитываются. Федеральными законами положены следующие льготы на оплату ЖКХ:

  • льгота в размере 50 % от платы за любое жилье и коммунальные услуги предусмотрена для участников (и инвалидов) Великой Отечественной войны (а также для членов семей погибших участников и инвалидов войны), людей, подвергшихся радиационной атаке, военнослужащих, получивших инвалидность во время исполнения служебных обязанностей, жителей блокадного Ленинграда;
  • льгота в размере 50 % от платы за коммунальные услуги и жилье, арендуемое по договору социального найма у государства или муниципалитета, предусмотрена для пенсионеров, имеющих инвалидность;
  • льгота в размере 50 % от платы за коммунальные услуги и 100 процентов от платы за жилье предусмотрена для Героев Социалистического труда (при этом пенсионеры могут отказаться от льготы и получать ежемесячную денежную надбавку к пенсии).

В случае нарушения сроков внесения платы для нанимателей и собственников жилых помещений предусмотрена ответственность в виде: уплаты неустойки (пени); приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг; расторжения договора найма с нанимателем; выселения.

Наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи могут быть выселены из жилого помещения, если они в течение более 6 месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Выселение производится в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие (ст. 90 ЖК РФ).

 Земельное законодательство (садоводческое, огородническое, дачное хозяйство)

В России согласно официальным данным на начало 2017 года насчитывается более 14,3 млн. садоводческих и дачных участков с общей площадью около 1,3 млн. га, а также 3,2 млн. огородных участков с площадью 318,1 тыс. га. Общая численность садоводов, огородников и дачников составляет примерно половину всего населения России. Они производят почти половину плодов и ягод, около четверти овощей и пятую часть картофеля от общего объема продукции. Это означает, что правовая защита их интересов и правовое регулирование отношений, связанных с их деятельностью, поддержка коллективных и индивидуальных садоводов, огородников и дачников имеет большое экономическое, социальное и политическое значение и должна находиться под постоянным вниманием государства.[3]

В действительности же хотя за последние годы реформ и был решен ряд важнейших социально-экономических и политических вопросов, проблемы садоводов, огородников и дачников по-прежнему продолжают оставаться без должного внимания государственных и муниципальных чиновников.

Справедливости ради следует заметить, что эти проблемы появились не вчера, и их корни восходят почти к середине прошлого века. Именно тогда, в 60-е годы XX века, несмотря на распашку целины, обилие природных ресурсов и достижения колхозного строя, советское государство де-факто было вынуждено признать свою неспособность обеспечить население страны продовольствием, что и послужило толчком для появления дачно-садового движения.

Данное движение как социокультурный феномен имеет чисто российское происхождение. Совершенно невозможно представить себе американского профессора или офицера полиции, проводящего уик-энд с тяпкой в руках за посадкой картофеля. Для России же подобное зрелище в течение многих десятилетий являлось совершенно типичным. Вместе с тем, экономические реформы последних лет, приведшие к повышению уровня жизни значительной части населения, позволяют надеяться, что современное значение дачных, садовых и огородных земельных участков как средства обеспечения граждан сельскохозяйственной продукцией со временем трансформируется в подобие дачных участков, предназначенных, в первую очередь, для цивилизованного отдыха на природе.

Дачно-садовое движение имеет довольно длительную и непростую историю. Беглый анализ нормативных документов, с которых начиналось дачное (садоводческое, огородническое) движение свидетельствует о том, что уже в те годы под него была заложена «бомба замедленного действия», плоды которой мы наблюдаем в настоящий момент. Суть этой «бомбы» заключалась в том, что гражданам никаких документов на участок длительный период времени не выдавалось, а землепользователем считалось товарищество (кооператив), имевшие статус юридического лица. Отметим для себя это важное обстоятельство.

Ничего нового не внес в установленный ранее порядок Земельный кодекс РСФСР 1970 г. Согласно ст.ст.74-78, земельные участки для садоводства предоставлялись «предприятиям, организациям и учреждениям», а не персонально гражданам, являющимся членами садоводческих товариществ.

Серьезные изменения в правовое положение садоводов, огородников и дачников внесла земельная реформа и ее первые нормативно правовые акты. Например, ст.66 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. уже предусматривала, что земельные участки для коллективного садоводства и огородничества предоставляются местными Советами в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в собственности самих садоводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ. Данная статья благополучно действовала вплоть до вступления в силу нового Земельного кодекса Российской Федерации 2001 г

Таким образом, до 1991 г. земельные участки предоставлялись садоводческим (огородническим, дачным) товариществам на праве постоянного бессрочного пользования, а права самих граждан на земельные участки никак не фиксировались, и правоустанавливающие документы на такие участки им не выдавались. В период с 1991 г. по 1998 г. при создании садоводческих, огороднических и дачных объединений, земельные участки предоставлялись гражданам сразу в собственность, а не на иных правах.

В 1998 г. был принят и вступил в силу Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – комментируемый закон). Как следовало из п.4 ст.14 данного закона, после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, земельный участок ему бесплатно предоставлялся первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставлялись земельные участки в собственность или на ином вещном праве. Земли общего пользования предоставлялись садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.

Обратим особое внимание на тот факт, что с 1998 по 2001 г. при создании садоводческого (дачного, огороднического) некоммерческого объединения, земельные участки его членам могли предоставляться как на праве собственности, так и на «ином вещном праве». В ст. 216 ГК РФ под «иными» вещными правами на землю понимается право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения. Следовательно, в этот временной период предоставление гражданину – садоводу (дачнику) земельного участка, например, на праве постоянного (бессрочного) пользования (том самом «ином» вещном праве) четко фиксировалось в правоустанавливающих документах, либо должно было быть зафиксировано (с 31 января 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №  122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.4 которого устанавливала обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, включая земельные участки).

В октябре 2001 г. вступил в силу новый Земельный кодекс РФ, который в ст.ст.20,21 запретил предоставление гражданам участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения.

Несмотря на ряд безусловных достоинств, Земельный кодекс РФ не решил ту часть пресловутого «земельного вопроса», которая затрагивала интересы миллионов граждан: он не содержал простых и прозрачных процедур, позволяющих бесплатно передать в собственность садоводов, огородников и дачников десятилетиями занимаемые и обрабатываемые ими земельные участки. Между тем очевидно, что и ранее и сейчас интерес в таком решении у государства и граждан взаимный (для публичной власти он  в ощутимом увеличении налогооблагаемой базы).

Поскольку острота вопроса в течении многих лет не утихала, а жалобы граждан на коррупцию и произвол местных чиновников носили массовый характер, законодатель в 2006 г. предложил свое решение данного вопроса, раздутое тенденциозными СМИ ни много ни мало, как в «дачную амнистию».

Но смогла ли эта «амнистия» решить проблемы садоводов и дачников? На наш взгляд, однозначно нет, и вот почему. Закон о «дачной амнистии» фактически четко делит упоминаемые в нем категории граждан на две группы. В первую группу входят граждане, которым непосредственно предоставлялись земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, либо «если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права». Для таких граждан и правда установлен льготный порядок регистрации права собственности на землю без участия местной администрации и ее решений. В основном, это граждане, имеющие земельные участки для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства.

Применительно к садоводам, огородникам и дачникам, как мы показали выше, данная процедура распространяется лишь на тех, кому земельные участки были предоставлены в период с 1998 по 2001 годы, причем не на праве собственности, а на «ином» вещном праве. Количество таких граждан весьма незначительно.

Во вторую группу входит подавляющее большинство садоводов, огородников и дачников, на которых данная процедура по «упрощению» процедуры приватизации их участков никак не распространяется. На сегодняшний же день восхваляемая СМИ процедура «упрощенки» является для большинства граждан не более чем пустой декларацией.

Таким образом, садоводы, огородники и дачники продолжают оставаться один на один со своими проблемами. Из этого со всей очевидностью следует, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», а значит, граждане должны объединяться и защищать свои права все доступными им законными способами. Существует два принципиальных отличия в правовом положении дачных, садовых и огородных земельных участков. Во-первых, в качестве вида разрешенного использования дачного и садового участка указан «отдых»; для огородных участков «отдых» не предусмотрен. Кроме того, на дачных и садовых земельных участках можно выращивать «плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные сельскохозяйственные культуры и картофель» (причем остается загадкой, почему законодатель не отнес картофель к числу овощных культур, а определил ему особое место в этом перечне), а на огородных участках из этого перечня изъяты плодовые культуры. Последнее обычно объясняется тем, что для ведения огородничества земельные участки предоставляются в краткосрочную аренду, и потому выращивание многолетних растений там не предусмотрено. Между тем, в настоящий момент закон допускает приватизацию огородных земельных участков, а потому установление подобных ограничений не является юридически оправданным, тем более, что правовое положение приватизированных огородных земельных участков все больше приближается к садовым и дачным участкам.

Согласно ч.17 ст.51 ГрадК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства. Следовательно, для садоводов и дачников, желающих осуществить строительство (реконструкцию) своих домиков не нужны долгие бюрократические согласования проектной документации на такой дом. Упрощена и процедура легализации уже построенных домов (по закону «о дачной амнистии»).

Данное положение закона граждане садоводы, имеющие земельные участки в границах населенного пункта, могут использовать в своих интересах. Так, они вправе перерегистрировать садоводческий кооператив (товарищество) в дачное некоммерческое товарищество (дачный потребительский кооператив или дачное некоммерческое партнерство). В этом случае граждане получают в границах города фактически земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, но на них не распространяются финансовые затраты и бюрократические процедуры, распространяемые на граждан, осуществляющих индивидуальное жилищное строительство. Стоимость же земельных участков (приватизированных) повышается многократно. В перспективе после проведения на территорию кооператива (товарищества) газа, воды и канализации, и реконструкции дачных домиков в современные коттеджи, земельный участок окончательно напомнит участок для индивидуального жилищного строительства, оставаясь при этом дачным участком со льготным правовым режимом.

Земельное законодательство различает две процедуры приобретения гражданами в собственность земельных участков. Во-первых, гражданам может быть предоставлен земельный участок для садоводства, огородничества и дачного хозяйства впервые.

Во-вторых, если гражданин уже имеет дачный, садовый, огородный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (или что еще чаще не имеет вообще никаких документов на земельный участок), то он имеют право переоформить (приватизировать) права на свой земельный участок, став его собственником. Именно эта процедура и прописана в комментируемой статье. Упоминание же о «платности» и «бесплатности» такой приватизации на практике трактуется органами государственной власти и местного самоуправления следующим образом. Если гражданину лично земельный участок был предоставлен до вступления в силу ЗК РФ в октябре 2001 г. (например, гражданин вступил в уже давно существующий садоводческий кооператив в 2000 г. или продолжает оставаться членом кооператива с момента его создания в 60-е годы XX века), то такой гражданин имеет право на бесплатную приватизацию своего земельного участка. Если гражданин вступил в садоводческое (дачное, огородное) некоммерческое объединение после 30 октября 2001 г., либо если он является членом нескольких садовых (дачных, огородных) объединений и пользуется несколькими участками, то он не имеет право на бесплатную приватизацию своего земельного участка (или второго и последующих), и должен его выкупать.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения дачного хозяйства, огородничества или садоводства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, является следующий документ:

- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

 Обязательным приложением к представляемому документу является кадастровый план соответствующего земельного участка.

Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный выше земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность. Требовать у заявителя дополнительные документы для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок не допускается.

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный выше земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по тем же самым правилам. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:

- свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

- один из документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок. Представление такого документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном порядке.

Закон устанавливает достаточно короткий срок, в течение которого соответствующий орган власти, должен принять решение о предоставлении участка в собственность либо об отказе в его предоставлении – две недели. Решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность должно быть мотивировано. Основанием для отказа является установленный федеральным законом запрет на предоставление участка в частную собственность. 

Права  членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Права  членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения – это закрепленные в законодательстве или уставе объединения варианты возможного правомерного поведения членов для реализации своих интересов. Ряд таких прав связан с деятельностью некоммерческого объединения: право избирать и быть избранным в органы управления некоммерческого объединения, контрольный орган; получать информацию о деятельности органов управления и его органа контроля. Структура и порядок формирования органов управления закрепляется в уставе некоммерческого объединения. Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, правление объединения обязаны рассматривать поступившие заявления членов такого объединения.

Следующая группа прав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения касается преимущественно их правомочий в отношении земельных участков. При этом необходимо учитывать положения ст. 40, 41 Земельного кодекса РФ, предоставляющих также право на использование в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, пресные подземные воды, а также  пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством.

Реализация данного права должна осуществляться с учетом статьи 19 Закона о недрах, согласно которому собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд  на глубину  до 5  метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Земельный кодекс РФ закрепляет право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. Следует учитывать положения ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ о том, что пруд, обводненный карьер могут находиться в частной собственности физического или юридического лица.

Принципиально важное значение имеют и права, закрепленные в комментируемой статье. В частности, это право самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; осуществлять строительство и перестройку хозяйственных строений и сооружений (с учетом особенностей строительства на садовом, огородном, дачном участках); распоряжаться своим  земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты или не ограничены в обороте и др.

Обязанности садоводов

Перечень обязанностей членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений также можно условно разделить на две группы. Во-первых, это обязанности, вытекающие из членства в некоммерческой организации: своевременно уплачивать членские и иные взносы, налоги и платежи; участвовать в мероприятиях, проводимых объединением (например, в работах по благоустройству, поддержанию земель общего пользования в надлежащем состоянии); выполнять решения общего собрания и т.д.

Во-вторых, это обязанности лица как правообладателя земельного участка: нести бремя его содержания; использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты и т.д.

Важное значение имеет обязанность освоить в течение трех лет земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством. В соответствии со ст. 284 Гражданского кодекса РФ, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется собственником для соответствующей цели в течение трех лет, если  более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Невыполнение данной обязанности является также основанием прекращения аренды земельного участка.

Общее имущество садоводов

В состав имущества садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения входит имущество общего пользования, которое необходимо для обеспечения в пределах его территории потребностей членов объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и т.д.

Разновидностью имущества общего пользования являются земельные участки, правовой режим которых законодательством недостаточно четко определен. Тем не менее, следует отметить, что земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному объединению как юридическому лицу в собственность. В дальнейшем организация на земельных участках строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог, иных объектов общего пользования относится к компетенции правления садоводческого, огороднического, дачного объединения.

Перечень земельных участков общего пользования должен быть определен внутри отдельно взятого некоммерческого объединения.     

Важно: при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка член садоводческого, огороднического, дачного объединения обязан одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов.

Но следует учесть, что имущество общего пользования, приобретенное на взносы членов садоводческого, огороднического или некоммерческого партнерства, является собственностью некоммерческого партнерства как юридического лица.

Таким образом, возможность отчуждать свою долю в общем имуществе могут только члены садоводческого, огороднического или некоммерческого товарищества, если это имущество было создано или приобретено за счет целевых взносов. Если учесть при этом порядок предоставления земельных участков для садоводства, огородничества, дачного хозяйства и положение закона о том, что земельные участки общего пользования подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно, то возможность приобретения в совместную собственность земельных участков допустима, например, если участки дополнительно предоставлялись за плату некоммерческому объединению, например для расширения его деятельности. При этом необходимо документальное подтверждение того, что земельные участки были приобретены за счет целевых взносов членов садоводческого, огороднического или дачного товарищества.

Эффективной формой защиты прав садоводов является объединение граждан в союзы и ассоциации.  В Волгоградской области консультативную помощь садоводам оказывает Волгоградский Областной Союз, который является некоммерческой организацией. Согласно п. 4 ст. 9 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» от 15.04.1998 N 66-ФЗ местные, межрайонные, региональные (краевые, областные, республиканские, окружные) и федеральная ассоциации (союзы) создаются в целях координации деятельности, представления и защиты интересов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и другими организациями, а также в целях оказания информационных, правовых и иных услуг в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В силу п. 2.1 Устава Волгоградского Областного Союза Союз создается в целях координации деятельности членов и защиты общих интересов членов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и другими организациями, оказания правовых, агрономических, информационных и иных услуг, а также содействия дальнейшего развития садоводства и огородничества, охраны природной среды и экологии[4].



[1] http://pkk5.rosreestr.ru/#x=11554711.454933215&y=10055441.599232892&z=3

[2] https://dom.gosuslugi.ru/#!/main

[3] Чикильдина А.Ю. Правовое регулирование оборота дачных, садовых, огородных земельных участков. – М.: РИОР, 2013. С. 45.

[4] Волгоградский Областной Союз садоводческих, огороднических некоммерческих объединений адрес: 400066, г. Волгоград, ул.Советская д.4 (вход с улицы Краснознаменская); телефон: +7(8442)38-21-46 (юрист). e-mail: sadovod-volgograd@yandex.ru. Официальный сайт: http://sadovod34.su

 

07.03.2018