Статус онлайн
Обучение медийной и информационной грамотности в библиотеке для людей старшего возраста
РАЗМЕР ШРИФТА: -A A A+

Информационная грамотность

Медийная и информационная грамотность является фундаментальным правом человека в постоянно развивающемся цифровом, взаимозависимом глобальном мире и продвигает большее социальное участие. Она может сократить информационный разрыв. Медийная и информационная грамотность вооружает и обеспечивает людей знаниями о функциях медийных и информационных систем, а также об условиях, в которых эти функции выполняются.

Медийная и информационная грамотность тесно связана с обучением в течение всей жизни. Обучение в течение всей жизни позволяет отдельным личностям, сообществам и народам достигать поставленных целей и извлекать пользу из растущих возможностей постоянно развивающейся глобальной среды для общего блага не только некоторых, но и всех людей. Она помогает людям, учреждениям и
организациям, в которых они работают, решать технологические, экономические и социальные проблемы, исправлять недостатки и улучшать благосостояние каждого.

(Из "Рекомендаций ИФЛА по медийной и информационной грамотности". Гаага, 2011)


Кардинальные изменения медиасреды и рост объемов информации сегодня оказывают на людей гораздо более сильное влияние, чем прежде. Для того чтобы благополучно существовать в новой медиа- и информационной среде, успешно в ней функционировать, находить эффективные решения проблем во всех сферах жизнедеятельности, отдельные граждане, их сообщества и целые нации должны
обладать рядом важных компетенций, которые позволяют искать информацию, критически её оценивать, создавать новую информацию и новые знания, используя при этом доступные инструменты и форматы, а также распространять информацию и знания по разнообразным каналам. Владение подобными компетенциями открывает новые возможности для повышения качества жизни.

Медийная и информационная грамотность – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека.

Медийно и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он знает, когда и какая информация требуется и для чего, где и как ее можно получить. Он понимает, кто и с какими целями создал и распространяет эту информацию, он имеет представление о ролях, функциях и ответственности СМИ, институтов памяти и других поставщиков информации. Он может анализировать информацию, сообщения, представления и принципы, транслируемые медиа и другими производителями контента, определять достоверность получаемой и создаваемой информации по ряду общих, личных и контекстуальных критериев.

Медийная и информационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. 

Медийная и информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.

("Московская декларация о медиа- и информационной грамотности". Москва, 2012 год)


ПЯТЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНЯТ НАШУ ИНФОРМАЦИОННУЮ СРЕДУ. 

ТЕНДЕНЦИЯ 1: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАСШИРЯТ И, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, ОГРАНИЧАТ КРУГ ТЕХ, КТО ИМЕЕТ ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ. Постоянно расширяющаяся цифровая вселенная повысит важность таких навыков информационной грамотности, как базовое чтение и умение пользоваться цифровым инструментарием. Те люди, у которых эти навыки развиты недостаточно, могут сталкиваться с проблемами во все возрастающем количестве областей. Природа новых онлайн бизнес- моделей окажет большое влияние на тех, кто может успешно владеть, делиться, получать доступ к информации и извлекать из нее прибыль.

ТЕНДЕНЦИЯ 2: ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕМОКРАТИЗИРУЕТ И ПОДРЫВАЕТ ГЛОБАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Стремительный глобальный рост ресурсов электронного образования сделает возможности обучения более обширными, дешевыми и более доступными. Увеличится ценность образования в течение всей жизни и большее признание получит внештатное и неформальное обучение.

ТЕНДЕНЦИЯ 3: ГРАНИЦЫ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ И ЗАЩИТЫ ДАННЫХ БУДУТ ПЕРЕСМОТРЕНЫ. Увеличение массива данных, хранимых правительствами и компаниями, будет способствовать развитию профилирования специалистов, в то время как сложная методика мониторинга и фильтрации передаваемых данных облегчит и удешевит отслеживание этих специалистов. Могут ожидаться серьезные последствия в отношении неприкосновенности частной жизни и доверия в онлайновом мире.

ТЕНДЕНЦИЯ 4: ГИПЕРСВЯЗАННЫЕ СООБЩЕСТВА БУДУТ СЛУШАТЬ, ПОДДЕРЖИВАТЬ И ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ПОЛНОМОЧИЯ НОВЫМ ГОЛОСАМ И ГРУППАМ.  В гиперсвязанных сообществах будет больше возможностей для коллективных действий, что позволит услышать новые голоса и продвигать рост движений в поддержку одного конкретного вопроса за счет традиционных политических партий. Открытые правительственные инициативы и доступ к общественным данным приведут к большей прозрачности и к ориентации государственных услуг на своих граждан. 

ТЕНДЕНЦИЯ 5: ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА БУДЕТ ТРАНСФОРМИРОВАНА НОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ. Стремительное распространение гиперсвязанных мобильных устройств, сетевых сенсоров в оборудовании и инфраструктуре, технологий 3D печати и перевода с иностранных языков изменят глобальную информационную экономику. Существующие бизнес модели во многих отраслях испытают творческий кризис, вызванный инновационными устройствами, которые помогают людям оставаться экономически активными в любом месте и в любом возрасте.

(Из "Аналитического обзора по материалам Отчета ИФЛА о тенденциях развития". 2013)

29.03.2017